Предприниматель из Тулуна защитился в Арбитражном суде от требования органов местного самоуправления о возврате субсидии, предоставленной на создание собственного бизнеса. Требование администрации обосновывалось «неисполнением целевых показателей при расходовании субсидии». Владелец производства хозяйственных перчаток, получивший деньги из местного бюджета, обратился в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Для участия в конкурсе на получение субсидии в 400 000 рублей местный предприниматель предоставил в администрацию бизнес-проект (в порядке, установленном муниципальным правовым актом). Документ соответствовал всем необходимым требованиям: в нем было обозначено, сколько предприятие заплатит налогов в случае получения субсидии, сколько рабочих мест создаст и сохранит, какую сумму выплатит сотрудникам в виде заработной платы и какое конкретно оборудование будет приобретено. Однако вместо запланированных 400 000 рублей органом местного самоуправления субсидия была предоставлена в сумме 300 000 рублей.
По итогам проведенного конкурса комиссия при местной администрации приняла решение о предоставлении субсидии. Законная процедура предполагает оценку показателей, закрепленных в бизнес-плане юридического лица. Между тем, в документе в качестве одного из целевых показателей был указан объем налоговых отчислений в размере 84 000 рублей. Предприниматель планировал достичь этой суммы при предоставлении субсидии в 400 000 рублей.
Владелец бизнеса выплатил меньше налогов, чем было предусмотрено в качестве целевого показателя, указанного в бизнес-плане, который был предоставлен на конкурс.
То, что сумма субсидии уменьшена на сто тысяч рублей – учтено не было. Между тем, объем налоговых отчислений был снижен еще и потому, что предприниматель нанял на работу сотрудников, имеющих инвалидность.
Стоит отметить, что обычно судебная практика в подобных делах складывается не в пользу предпринимателей. Однако в данном случае Арбитражный суд принял во внимание то, что конкретная сумма налоговых отчислений не была указана в соглашении между бизнесом и властью. Также суд учел, что бизнес-план был перевыполнен – создано три новых рабочих места, а не два, как планировалось изначально. Несмотря на то, что сотрудники с инвалидностью не могли находиться на работе полный рабочий день, их заработная плата не была ниже прожиточного минимума по Иркутской области. Арбитражный суд пришел к выводу – предприниматель выполнил все условия соглашения. Администрации в удовлетворении требования о возврате субсидии было отказано.
«Подобная ситуация складывается не в первый раз. Часто предоставлением субсидий в муниципалитетах занимаются одни люди, проверками – другие. При этом предприниматели, как правило, обращают внимание чиновников на изменившиеся обстоятельства, однако получают ответ, что претензий к ним не будет. Между тем, при проведении проверки выясняется, что те или иные условия нарушены. При этом чиновники предпочитают действовать «по уставу», подавая бессмысленные исковые заявления и запуская работу судебной машины вместо того, чтобы сразу учесть все предполагаемые последствия, – отметила начальник юридического отдела аппарата уполномоченного Юлия Игнатьева. – Чтобы избежать подобной судебной волокиты, предпринимателям следует обращать внимание на все пункты соглашений, учитывать меняющиеся обстоятельства и добиваться внесения точных формулировок условий во всю документацию».