+7 (914) 937-84-88
Братск, Янгеля 94-1 (приём по записи)
по договорённости, возможно с 9:00 до 21:00

Новости

 

Не совсем обычное дело пришлось рассматривать Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, когда к ним обратились жильцы многоквартирного дома. Они возмущались соседом, который, расширяя свое жилье, прихватил и часть общедомового имущества - лифт, мансарду и крышу. В нашем случае жилье в двух уровнях оказалось даже с парой бассейнов.
Использовать нежилые площади в своих интересах - желание понятное, но не всегда законное. Фото: Сергей Куксин/РГ
Использовать нежилые площади в своих интересах - желание понятное, но не всегда законное. Фото: Сергей Куксин/РГ

А сам спор начался с несчастья - один из жильцов многоэтажного дома застрял в лифте. А вот освободить человека из застрявшей кабины приехавшие работники компании по обслуживанию лифтов не смогли. К своему удивлению, они вдруг обнаружили, что у них нет доступа к "лифтовому оборудованию". Оказалось, что машинное отделение лифта, которое было на техническом этаже, часть самого лифта на 12-м, 13-м и техническом этажах стали частью одной из квартир. А попасть в машинное отделение лифта можно только с согласия собственника этой огромной квартиры. Это человек так перепланировал и переустроил свое жилье на верхних этажах, что на его территории оказались общедомовые системы инженерных коммуникаций.

Дом с такой квартирой в несколько этажей обслуживает управляющая компания, у которой в этой связи начались проблемы. Она и несколько жильцов обратились в суд.

В их иске сказано, что перепланировка и переустройство "нехорошей" квартиры создало угрозу жизни и здоровья жильцов дома. А построенный собственником квартиры на мансардном этаже бассейн может затопить нижние квартиры и непонятно как скажется на перекрытиях дома. Соседи в иске написали, что строительные работы по объединению бассейнов создают дополнительную нагрузку на конструкцию дома, даже без их заполнения водой. Во втором подъезде уже появились трещины. А еще жильцы указали в иске, что если у кого-то прорвет водопровод, то перекрыть воду не получится без согласия все того же жильца, как и отремонтировать лифт.

По мнению истцов, подобная стройка по закону не согласовывалась, собственники дома не принимали решения подарить соседу нежилые помещения в доме, которые считаются общим имуществом. Просили жильцы злополучного дома и управляющая компания вернуть все как было.

Но районный суд им в иске отказал. И городской оставил это решение в силе. А вот Верховный суд РФ, изучив по просьбе истцов это дело, с отказом коллег не согласился.

В материалах дела Верховный суд РФ увидел следующее. Ответчику принадлежит квартира почти в полторы тысячи квадратных метров, которая располагается на 12-м, 13-м, техническом и мансардном этажах, плюс пристройка. В деле есть старый ответ жилищной инспекции, из которого следует, что десять лет назад собственник двух квартир принес им в жилинспекцию на согласование пакет документов переустройства и перепланировки помещений. Спустя полгода та же жилинспекция в акте написала, что "отклонений от разрешительной документации не выявлено". Подписал это начальник инспекции по надзору за переустройством округа. Судя по документам комиссии, жилец предоставил чиновнику проведенные мероприятия, в которые вошли не только демонтаж и устройство перегородок на этажах и организация новых дверных проемов, но и устройство лестниц, бассейна и много чего еще. Все, что сделал жилец, по мнению инспекции, "соответствовало требованиям нормативных документов, действующих для жилых домов".

Отказывая гражданам, районный суд сказал, что распоряжения о перепланировке десятилетней давности не отменялись и не были признаны незаконными. И добавил, что десять лет назад жилинспекция бассейн с новыми лестницами приняла. Соседи же "не представили суду доказательства включения общедомового имущества в состав квартиры".

Апелляция с таким ответом истцам согласилась и добавила от себя, что вообще-то сроки исковой давности по этому делу давно пропущены.

Свои разъяснения Верховный суд РФ начал с Жилищного кодекса, в котором есть 25-я статья. Она говорит, что такое перепланировка. Это, по закону, изменение конфигурации жилого помещения, которое требует внесения изменения в технический паспорт. Следующая статья того же Кодекса объясняет, что переустройство и перепланировку жилого помещения проводят по согласованию с органом местного самоуправления, на основании принятого им решения и с соблюдением норм закона.

Еще одна статья Жилищного кодекса - 36-я - говорит про общее имущество в многоквартирном доме. Сказано, что оно принадлежит всем жильцам на праве общей долевой собственности. И подчеркнуто, что общее имущество - это не части квартир, а помещения, "предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме". Далее в законе идет перечисление, что входит в понятие общедомового имущества. Это - лестницы, лифты, шахты, коридоры, межквартирные лестничные площадки, технические этажи, подвалы с коммуникациями, чердаки, земля, на которой стоит дом, с "элементами озеленения и благоустройства". По закону уменьшение размера общего имущества возможно, но только с согласия всех собственников. И уменьшение общего имущества возможно только "путем его реконструкции".

И вот еще важный момент, прописанный в Жилищном кодексе, - "если реконструкция, перепланировка или переустройство невозможны без присоединения к ним общего имущества многоквартирного дома, то на такую перепланировку должно быть получено согласие всех собственников помещений в доме".

Потом Верховный суд остановился на понятии, что такое "реконструкция". Она разъяснена в Градостроительном кодексе. Под реконструкцией понимается изменение параметров капитального объекта - количества этажей, площади и объема, надстройки, замена несущих конструкций. Разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления. В нашем случае гражданин купил две квартиры на двух этажах - одна под другой. Каждая примерно по 600 квадратных метров. Обе потянули почти на 1200 квадратов. После того как квартиры объединили, их общая площадь стала больше еще на 200 квадратных метров.

То есть, подчеркнул Верховный суд, после соединения квартир жилье у одного собственника увеличилось не только по общей площади, но и этажности. Непонятно, почему местный суд это во внимание не принял. Отказывая истцам, районный суд ограничился "формальным указанием на наличие распоряжений о перепланировке" и на то, что работы по перепланировке были жилинспекцией приняты.

По мнению высокого суда, юридически значимым и требующим доказывания является определение способа изменения квартиры. То есть определения, что это было - реконструкция, перепланировка или переустройство? Есть ли у ответчика разрешение на проведение этих работ? И имеется ли согласие всех собственников дома на включение в квартиру общего имущества? Эти важные обстоятельства суд даже не устанавливал.

Верховный суд отменил принятое местными судами решение и велел пересмотреть спор по новой.

 

Источник

 

Граждане получат доступ к данным об истории любой машины: ГИБДД создаст единый реестр транспортных средств. Сведения можно будет бесплатно получить через портал госуслуг или сайт Госавтоинспекции. Полицейские и судьи будут через этот же реестр получать личные данные о владельцах машин для своих нужд. Для запуска реестра МВД планирует запросить финансирование из федерального бюджета — его объем пока неизвестен, но реестр должен заработать в августе.

Создание государственного реестра транспортных средств предусмотрено проектом постановления правительства, который МВД разместило на regulation.gov.ru. Новая система заработает 4 августа вместе с законом «О государственной регистрации транспортных средств», о котором “Ъ” уже рассказывал. В реестре будут содержаться сведения обо всех транспортных средствах и совершаемых с ними действиях.

На начало года в России зарегистрировано более 60 млн транспортных средств. Данные о них содержатся в федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД, но у граждан доступа к ней нет. Проверить историю машины можно через сервис на сайте ГИБДД, который делает запросы в ФИС, но в последнее время ресурс работает нестабильно (вчера, к примеру, он был недоступен практически весь день).

Реестр транспортных средств станет отдельной системой. Любой гражданин сможет запросить бесплатную выписку из реестра в бумажном или электронном виде через портал госуслуг или через мобильное приложение, которое будет впоследствии создано. В выписке будут указаны VIN, регистрационный знак, год выпуска, экологический класс, мощность двигателя. Можно будет увидеть, сколько собственников было у машины, какое время они владели транспортным средством. История будет доступна не сразу: сначала в реестр загрузят данные обо всех машинах и их текущих собственниках на 4 августа. Личные данные (ФИО, ИНН, номер паспорта, СНИЛС и адрес регистрации) будут доступны сотрудникам полиции, прокуратуры, следователям, судьям, налоговым и таможенным сотрудникам — им также покажут сведения о расположении руля автомобиля и номере паспорта транспортного средства (ПТС). История всех запросов будет также сохраняться.

Создание системы потребует «выделения средств из федерального бюджета», точная сумма в пояснительной записке не указана. Информационная система для сбора данных об автомобилях уже есть: ее некоторое время назад запустила дочерняя структура «Ростеха» — АО «Электронный паспорт». Она понадобилась для перехода на электронные ПТС в странах Таможенного союза. Машины с такими паспортами уже есть, но пока их только 153. С 1 ноября 2019 года все транспортные средства, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ, будут выпускаться в обращение только с электронными паспортами. В ГИБДД, по данным “Ъ”, с самого начала скептически относились к проекту, не желая делиться с компанией данными из ФИС. В «Ростехе» проект курирует бывший начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов.

«С юридической точки зрения создание реестра не вызывает вопросов, выписка из него может быть интересна для граждан,— заявил “Ъ” директор департамента научно-технической деятельности АО "Электронный паспорт" Борис Ионов.— Не очень понятно, зачем в реестре сведения о расположении руля, а также о производителе». О конкуренции с системой электронных ПТС речи не идет, уверяет господин Ионов: в ней, в отличие от реестра ГИБДД, будут содержаться данные обо всех машинах в странах Таможенного союза, а также о страховке, техосмотре, залогах и кредитах.

Уже есть онлайн-сервисы, через которые можно узнать состояние машины и пробег, говорит гендиректор «Яндекс.Вертикалей» (сервисы «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа») Антон Забанных. «Рынок уже регулирует эти проблемы своими силами,— говорит он.— Проект государственного реестра продолжает эту логику: чем больше у потребителя информации, тем спокойнее ему сделать выбор. Другой вопрос, что именно будет доступно в реестре и из каких источников. Например, данные о пробеге очень сложно отследить, хотя они востребованы. Будут ли там данные о ремонтах? Как эти данные будут добавляться в базу?» В Госавтоинспекции, по сведениям “Ъ”, уже думают о возможном расширении перечня данных. Создание реестра будет способствовать «обелению» рынка, считает гендиректор CarPrice Денис Долматов, но одна лишь эта мера «заметного влияния на рынок не окажет». Важно, чтобы реестр был защищен от несанкционированного доступа, говорит эксперт по системам фотовидеофиксации нарушений Григорий Шухман. По его словам, случаи «воровства» личных данных уже есть: недавно ряд СМИ сообщили о сайте, где можно было за деньги по номеру телефона, VIN и госномеру получить данные о парковочных сессиях в столице, возрасте и имени владельца.

 

Идентификация водителей дорожными инспекторами к 2020 году значительно упростится. Об этом в четверг журналистам сообщил начальник ГИБДД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.
 Фото: iStock Фото: iStock
Фото: iStock

По его словам, идентифицировать находящегося за рулем водителя незамедлительно позволит введение в РФ электронных водительских прав. Нововведение запланировано для внедрения на следующий год.

"Пока же нам надо все это выработать и включить в единую федеральную систему, чтобы каждый инспектор мог индивидуализировать сидящего за рулем. Так сама система уже готова, следующий год будет переломным в этом вопросе - станет годом перехода по цифровизации к новым документам", - сказал главный автоинспектор страны.

Ранее "РГ" сообщала, что электронные водительские удостоверения появятся в России уже в следующем году. При этом они не повлияют на наличие пластикового водительского удостоверения, которое также сохранит свое действие

 

ИИсточник

 

"Единая Россия" предложила установить госконтроль за работой и установкой передвижных дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД. Об этом заявил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатор партийного проекта "Безопасные дороги" Владимир Афонский. По его словам, сейчас мобильные дорожные камеры зачастую устанавливаются не столько в действительно аварийно-опасных местах, сколько там, где легче собирать штрафы.

"Нужно навести порядок в этом вопросе. Должен быть четкий государственный контроль за установкой камер. Первое - это корректность установки камер. Они должны стоять в тех местах, где нашим автолюбителям понятно, что камера здесь необходима, потому что участок дороги аварийно-опасен. Второй момент - камеры должны быть точными, у них должен быть минимальный уровень погрешности, который так или иначе присутствует", - сказал он по результатам общественного обсуждения вопроса эксплуатации мобильных камер.

Афонский добавил, что сейчас мобильные камеры "устанавливаются кое-как, непонятно где". "Этим сейчас занимаются люди, которые если и проходили соответствующий инструктаж, то его недостаточно, чтобы даже правильно выставить угол наклона. Это все приводит к нарушениям правил установки, погрешностям при фото- и видеофиксации нарушений водителей", - пояснил депутат.

 

Источник

 


Максимальную скорость на трассах предложили повысить до 110 км/ч

 Фото: istockphoto.com

В "Единой России" предлагают повысить максимальную скорость вне населенных пунктов и на автотрассах. С такой инициативой выступил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатор партийного проекта "Безопасные дороги” Владимир Афонский.

"Если мы улучшаем состояние дорог, ремонтируем существующие и строим новые, конечно, разрешенная скорость по загородным дорогам должна повышаться, например, с 90 км/ч до 110 км/ч. С таким предложением выступили на общественных слушаниях эксперты. И, уверен, оно будет поддержано”, - сказал он.

Напомним, что сейчас в правилах дорожного движения на загородной автодороге предусмотрен скоростной режим - 90 км/ч, для автомагистрали - 110 км/ч.

 

Источник

 

Дополнительный выходной для прохождения диспансеризации можно получить по письменному заявлению в адрес работодателя. Об этом "Российской газете" разъяснили в Минтруде.
 Фото: iStock Фото: iStock
Фото: iStock

И особо подчеркнули, что законом не предусмотрено предоставление работником подтверждающих документов об использовании дополнительного выходного. Однако работодатель вправе потребовать от работника справку о прохождении диспансеризации. Такую справку выдадут в поликлинике.

В ней не должна содержаться никакая информация о здоровье работника. Нужно лишь зафиксировать факт, что в день, когда предоставлен выходной, сотрудник явился в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации.

Как рассказали "РГ" в поликлинике № 220 г. Москвы, сегодня диспансеризация проходит крайне организованно и быстро. За пару часов можно обойти всех специалистов и сдать все анализы. На диспансеризацию надо предварительно записаться: позвонить в поликлинику хотя бы за два дня до планируемой даты посещения.

То есть сначала работник должен выбрать день прохождения диспансеризации и согласовать его с поликлиникой. Подать заявление в отдел кадров своей организации в свободной форме об освобождении от работы в день прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка. Отдел кадров издаст приказ и передаст его в бухгалтерию.

С 1 января 2019 года, напомним, вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, закрепляющие право работников на оплачиваемое время для прохождения диспансеризации. Дополнительный выходной можно получить раз в три года. При этом люди предпенсионного возраста (он начинается за пять лет до выхода на заслуженный отдых) и пенсионеры имеют право на два выходных каждый год.

Что такое диспансеризация

Диспансеризация - добровольный медицинский осмотр, направленный на выявление хронических неинфекционных заболеваний, а также риска их развития. Она состоит из осмотров врачей-специалистов и ряда анализов и обследований. Проводится в поликлинике, к которой человек прикреплен. Все манипуляции в рамках диспансеризации проводятся бесплатно.

Объем и характер комплексного обследования зависят от пола и возраста человека. Подробнее всегда можно проконсультироваться в своей поликлинике.

В поликлинике перед диспансеризацией нужно подписать добровольное согласие на медицинское вмешательство и заполнить анкету (опрос) для выявления жалоб. Приходить на диспансеризацию нужно утром на голодный желудок. Если человеку более 49 лет, существуют особенности, которые можно уточнить в регистратуре поликлиники.

Комплексное обследование состоит из двух этапов. В ходе первого этапа пациент получает маршрутный лист с указанием всех обследований, которые нужно пройти в зависимости от пола и возраста. Результаты обследований будут готовы максимум через пару недель. Разъяснения по результатам обследования дает врач-терапевт. Он же определяет, можно ли уже завершить обследование здоровья, или необходимо отправиться на второй, более углубленный, этап диспансеризации.

После прохождения всех этапов обследований предстоит еще одна консультация врача-терапевта, который даст необходимые рекомендации. При наличии заболеваний назначается необходимое лечение, включая специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь, а также санаторно-курортное лечение.

 

Источник

 

За счет раздельного сбора отходов в будущем россиян могут освободить от платы за вывоз "сухого" мусора, а нормативы накопления отходов будут привязаны к фактическому сбору мусора. Это снизит тариф для населения и логистические затраты региональных операторов. Такие решения были приняты по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления.
 Фото: Сергей Бобылев/ТАСС Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Вице-премьер Алексей Гордеев первой задачей видит необходимость перейти до конца года на сортировку и прием отходов в два контейнера: "для так называемых сухих отходов, которые можно переработать во вторсырье, и "мокрых" - органических, которые подлежат утилизации современным способом". "В перспективе, чтобы снизить для жителей тариф, нужно сделать вывоз "сухих" отходов, идущих на переработку, для граждан бесплатным, - сказал он. - И вторая задача - перейти к оплате по фактическому сбору отходов. Особенно это справедливо для сельских населенных пунктов, где в первую очередь будет введена эта практика".

Такой подход действует во многих странах. В Германии у каждого дома стоит несколько контейнеров для сбора разных фракций отходов.

Но на стоимость услуги по обращению с отходами для населения влияет скорость и объем наполнения только одного контейнера - со смешанными отходами, отмечает исполнительный директор Ассоциации "Чистая страна" Руслан Губайдуллин. "Утилизацию биоотходов финансирует муниципалитет, - говорит он. - А вот вывоз и переработку содержимого контейнера с макулатурой, алюминием, бумагой, картоном и другими отдельно собранными фракциями оплачивают так называемые дуальные системы - компании, которые аккумулируют платежи за расширенную ответственность производителей упаковки по всей стране. Эта стоимость заложена производителем в цену товара. Такой подход стимулирует жителей тщательно сортировать отходы".

В Германии производители заключают контракт с заготовителем, организуют контейнеры для сбора, он собирает для них вторсырье и отправляет на утилизацию, например, пластиковые бутылки, а они получают акт об утилизации. "Специальные операторы помогают компаниям собирать их отходы, транспортировать, утилизировать и отчитываться перед государством. Цена за это - так называемый экосбор - диктуется рынком, - рассказывает руководитель направления по взаимодействию с органами власти петербургской Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор" Анна Гаркуша. - Например, в Германии раздельно собранные отходы вывозятся бесплатно, вывоз смешанных отходов обходится в более чем 300 евро за тонну, а биоотходов - в 180 евро за тонну. Им выгодно сделать как можно меньше смешанных и пищевых отходов, потому что они знают, что они за это заплатят".

В России также существует расширенная ответственность производителя (РОП) - институт, который можно задействовать для развития инфраструктуры РСО. Возможно, в будущем такой подход будет распространен и у нас, отмечает Руслан Губайдуллин, но сейчас сокращение расходов региональных операторов на оказание услуги возможно только в отдельных случаях и при комплексном развитии инфраструктуры.

В минприроды "РГ" сообщили, что начали прорабатывать методики по фактическому накоплению отходов. "Относительно освобождения от платы - это перспектива не этого года", - отметили в министерстве, сначала вся система должна заработать.

По данным минприроды, уже 70 регионов перешли на новую систему обращения с ТКО, выбранные регоператоры приступили к работе. В 15 регионах пока отмечаются сложности, 6 из них будут готовы к переходу в течение первого квартала 2019 года. В апреле 2019 года около 90 процентов регионов страны включатся в реформу.

Также Алексей Гордеев считает, что "мы должны снижать нагрузку на окружающую среду и приближаться к европейскому уровню, где перерабатывается и поступает вторично в оборот 80 процентов коммунальных отходов".

Раздельный сбор даст не только возможность снизить плату граждан за обращение с отходами, но и сыграет на руку и экологии, и экономике, согласен координатор проекта ОНФ "Генеральная уборка" Дмитрий Миронов: во-первых, уменьшится количество мусора, поступающего на свалки и полигоны, во-вторых, это поможет загрузить перерабатывающие предприятия сырьем, дефицит которого они испытывают.

 

Источник

 

Вслед за крупной розницей власти намерены заняться регулированием деятельности аптечных сетей.
В России существует 63 тысячи аптек, и почти все они сетевые. Фото: РИА НовостиВ России существует 63 тысячи аптек, и почти все они сетевые. Фото: РИА Новости

Первый замруководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев заявил о создании в нижней палате парламента рабочей группы по подготовке комплексного закона об аптечных сетях. По словам Исаева, если торговые сети уже достаточно хорошо отрегулированы, то понятие аптечных сетей вообще отсутствует в законодательстве, а значит, что антимонопольные ограничения, введенные в отношении торговых сетей, к аптечным сетям не применимы. Исаев отмечает, что одна из главных проблем - это засилье на аптечных прилавках дорогих лекарств вместо дешевых. Зачастую более дешевые, хотя и не менее качественные аналоги покупателям даже не предлагают.

В рабочую группу по разработке нового закона войдут представители всех фракций, профильных комитетов, а также минздрава, минпромторга и общественных объединений. Изменения будут направлены на то, чтобы сделать лекарства более дешевыми и доступными для людей, обещает Исаев.

В Стратегии развития фармацевтической промышленности России до 2030 года, которая была подготовлена минпромторгом в прошлом году, отмечается, что рост аптечных сетей в последние десять лет привел не к снижению стоимости лекарств и увеличению их доступности, а к обратному результату. "Происходит последовательная консолидация аптечных сетей, цены на все значимые виды продукции растут из-за конкуренции между аптечными сетями в погоне за бонусами от производителей", - подчеркивается в документе. Там так же отмечается, что многолетняя практика показывает избыточное появление аптек в местах с высокой покупательской способностью и потоком и недостаточное - в местах с низкой плотностью населения, что формирует территориальную лекарственную недоступность.

Около 60 процентов продающихся в аптеках лекарств стоят до 150 рублей за упаковку

Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк подтверждает, что производители платят аптекам для того, чтобы попасть со своими лекарствами к ним на полки. "Но это и в ритейле существует, - отмечает Шуляк. - Другое дело, что там есть ограничение маржи продавцов". В то же время Шуляк не согласен с тем, что в аптечных сетях слишком дорогие лекарства. "Около 60 процентов лекарств, которые продаются через аптеки, стоят до 150 рублей за упаковку, - уточняет эксперт. - Стоимость жизненно важных и необходимых вообще регулируется государством".

Шуляк считает, что избыточное регулирование в фарминдустрии излишне. "Рынок сам все отрегулирует, - полагает он. - Сейчас кредиты даются с большим трудом, дистрибьютеры отпускают товары под банковские гарантии, с введением онлайн-касс от всех продаж идет отчисление налогов. Так что время быстрых денег в фарминдустрии закончилось".

В России существует около 63 тысяч аптек (вместе с аптечными пунктами и киосками). Подавляющее большинство из них - сетевые, так как сетью считается торговое предприятие, имеющее две и более точки продаж. Глава общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский уверен, что аптекам выгодно продавать дорогие лекарства, поэтому более дешевые аналоги вымываются из ассортимента. "Есть закон об обращении лекарственных средств, но нет закона об обеспечении лекарствами пациентов. Поэтому лекарства обращаются как-то отдельно от пациентов. Целесообразно подготовить закон именно об обеспечении лекарственными препаратами", - уверен эксперт.

Источник РГ

 

Оплата нотариусу состоит из госпошлины и услуг правового и технического характера. Пошлина обычно небольшая, но вот услуги часто недешевые. На них решил сэкономить Игорь Павлов*, которому нужно было получить свидетельство о праве на наследство после смерти жены. Он сам составил все нужные документы и отнес их нотариусу Ларисе Рыбиной. Ей Павлов сообщил, что перечислит лишь 476 руб. госпошлины, но не станет платить 11 000 руб. за услуги правового и технического характера, потому что они не нужны. Нотариус отказала. Павлов пошел в суд.

Две инстанции встали на сторону Рыбиной, но Верховный суд решил, что они не правы. Клиент может сам сделать всю работу, если хочет, а нотариус не вправе навязывать свою помощь. ВС напомнил, что правовые и технические услуги являются дополнительными. 

Подробнее читайте в материале «Верховный суд заставил нотариусов работать только за госпошлину».

 

Договор банковского счета можно закрыть в любой момент, для этого клиенту достаточно написать заявление (п. 1 ст. 859 ГК). Но кредитка – другая история, там карта нужна для обслуживания долга перед банком. Иными словами, тут смешанный договор – банковский счет и кредитный. Следовательно, клиент не может закрыть счет своей карты, пока не рассчитается с банком, разъяснил Верховный Суд в одном из дел.

Раньше судебная практика была неоднозначной. Некоторые суды признавали возможность закрыть кредитку с долгом. Они объясняли, что клиент расторгает одну часть смешанного договора – договор банковского счета. А заплатить кредит он может через кассу банка наличными. Такого же мнения в 2015 году придерживался Роспотребнадзор. Но Верховный суд в 2018 году подтвердил, что разделять смешанный договор на части нельзя.